Эффективные методы работы с дошкольниками по ФГОС: развитие познавательной активности

Какие инновационные методы и приемы используют воспитатели для развития познавательных интересов дошкольников. Как организовать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Какие современные средства обучения применяются в работе с детьми.

Современные требования к организации работы с дошкольниками

В настоящее время система дошкольного образования претерпевает значительные изменения. Это связано с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который предъявляет новые требования к организации образовательного процесса.

Ключевые моменты ФГОС ДО в отношении работы с дошкольниками:

  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности
  • Использование деятельностного подхода
  • Применение познавательно-исследовательских методов
  • Развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка
  • Создание развивающей образовательной среды

Все это требует от педагогов пересмотра привычных форм и методов работы, внедрения инновационных подходов и технологий.

Инновационные формы организации образовательной деятельности

Современные воспитатели активно используют следующие инновационные формы работы с дошкольниками:

Образовательные ситуации

Это форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенности образовательных ситуаций:

  • Носят проблемно-игровой характер
  • Имеют интегрированное содержание
  • Направлены на познавательное общение воспитателя и детей
  • Стимулируют проявление самостоятельности дошкольников
  • Предполагают личностно-ориентированный подход педагога

Метод проектов

Использование проектной деятельности позволяет:

  • Предоставить ребенку возможность экспериментировать
  • Развивать познавательные интересы
  • Формировать навыки сотрудничества
  • Развивать индивидуальные творческие способности

Проекты могут быть различной тематики: «Тайны дельфинов», «Как хранить продукты без холодильника?», «Полезные свойства лука» и др.

Современные методы и приемы развития познавательной активности

Для активизации познавательной деятельности дошкольников педагоги применяют следующие методы и приемы:

Экспериментирование и исследовательская деятельность

Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и практическом опыте. Эффективным средством организации детского экспериментирования является цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

Использование современных технических средств обучения

Применение интерактивных технологий (интерактивные доски, столы, планшеты) позволяет сделать образовательный процесс более наглядным и увлекательным для детей. Например, говорящая ручка «Знаток» помогает дошкольникам самостоятельно получать новую информацию из «говорящих» книг и плакатов.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие познавательного развития

Важным фактором познавательного развития дошкольников является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она должна быть:

  • Содержательно насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной

В группах активно используются различные виды развивающих пособий и игр:

  • Палочки Кюизенера
  • Блоки Дьенеша
  • Развивающие игры Воскобовича
  • Игры на развитие логического мышления
  • Лего-конструкторы

Взаимодействие с семьями воспитанников

Важным аспектом работы по познавательному развитию дошкольников является взаимодействие с родителями. Основные направления сотрудничества:

  • Информирование родителей о содержании работы ДОУ по познавательному развитию
  • Обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности
  • Привлечение родителей к совместным проектам и исследовательской деятельности

Оценка эффективности работы по познавательному развитию

Для оценки результативности работы по познавательному развитию дошкольников педагоги используют следующие методы:

  • Педагогическое наблюдение
  • Беседы с детьми
  • Анализ продуктов детской деятельности
  • Диагностические задания
  • Опрос родителей

Важно оценивать не только уровень знаний и представлений детей, но и сформированность познавательных умений, проявление инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности.

Профессиональное развитие педагогов как условие эффективной работы

Успешная реализация задач познавательного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО требует от педагогов постоянного профессионального роста. Основные направления повышения квалификации:

  • Освоение современных образовательных технологий
  • Изучение передового педагогического опыта
  • Участие в методических объединениях и творческих группах
  • Самообразование
  • Прохождение курсов повышения квалификации

Только педагог, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности, может эффективно решать задачи познавательного развития дошкольников в современных условиях.