Содержание
Развитие мелкой моторики. Зачем?
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
Что такое мелкая моторика?
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Не раз, встречаясь с выражением «мелкая моторика», подсознательно назревает вопрос, а что это такое на самом деле, и действительно ли это так важно, как об этом говорят? Мелкая моторика – это возможность человеком выполнять множество движений, при скоординированных действиях нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук.
В большинстве случаев к мелкой моторике относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых до таких сложных, как письмо. Именно от уровня развития мелкой моторики зависит и почерк ребенка.
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это — неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Хорошее развитие пальцев рук, это одновременно и хорошее развитие координатора действий «рука-глаз». Все процессы действий и движений пальцами рук происходит под управлением зрительного центра. А, развивая мелкую моторику, через зрительный центр мы одновременно стимулируем и развитие зон, отвечающих за речь ребенка. При развитии мелкой моторики мы прямо развиваем умение действовать, одеваться, писать. Однако непрямое влияние мелкой моторики на ребенка намного важнее, развивается память, речь, логическое мышление, умение анализировать, развивается фантазия, творческие способности.
Развитие мелкой моторики у ребенка начинается с первых хватательных движений, которые делает малыш в жизни, но этого мало для того, чтобы умело держать ручку в руках. Дети разного возраста должны играть разными по размеру игрушками для развития мелкой моторики. Чем дети становятся старше, чем мельче должны быть игрушки. Пазлы, мозаика, лего — великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики и соответственно письма. При этом дети дошкольного возраста должны много рисовать. Для начала можно использовать раскраски, если ребенок их любит, но со с временем нужно стимулировать ребенка рисовать на разных по фактурах листах чистой бумаги.
Все это поможет развить мелкую моторику рук, но все занятия должны быть представлены детям как игра, иначе они будут быстро уставать и отказываться выполнять упражнения.
На самом деле дети очень любопытны, и заинтересовать ребенка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребенок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду разлаживает мозаику, в пятницу лепит крупу на пластилин. Все просто и легко, главное, чтобы ребенку было интересно.
Когда начинать развивать мелкую моторику?
Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.
И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.
По большому счету, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причем, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.
А чтобы облегчить подбор игр, можете воспользоваться некоторыми нашими советами.
Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики
«Пальчиковые игры»
Это инсценировка детских стихов, сказок, рифмованных стишков при помощи пальцев рук. Они помогают не только размять и укрепить мышцы рук, но и провоцируют навыки ориентировать в пространстве. Старайтесь использовать упражнения, где будет задействован каждый пальчик ребёнка. Также нужно следить, чтобы прослеживалась постепенное напряжение и расслабление мышц, и ребенок работал с полной отдачей, иначе не будет результата.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ:
В коре головного мозга существует отдельная область, отвечающая за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, чтобы работали все пальцы рук.
«Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками»
Это самый доступный материал для игр с ребенком в домашних условиях.
Бабушкины бусы, крупа на кухне, камешки с моря или щебень с дороги – все это легко отыскать без лишних финансовых вложений.
Можно предложить ребенку рассортировать разные бусины, катать их между пальчиками. Угадывать с закрытыми глазами предметы. Можно нанизывать нить бусины. Все это простые доступные игры, которые помогут улучшить моторику рук.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ:
Все игры с мелкими предметами должны происходит под бдительным присмотром взрослого.
«Песочная терапия»
Игры с песков, особенно летом, это бескрайний простор для развития мелкой моторики и фантазии. Строим башни, зоопарк, замок для принцессы.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ:
При этом песок доступен не только летом. Возьмите коробку, выкрасите дно синим цветом, промойте и просушите песок. Поместите в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, и целый мир для ребенка и его развития создан. Пусть моделирует горы, колодцы, равнины и гаражи – все это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.
«Рисование, аппликация, оригами, соленое тесто и пластилин»
Чем больше ребенок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия — дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентирования в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства. Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления. Соленое тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ:
Не ограничивайте фантазию ребенка, старайтесь, что бы ребёнок делал композиции, не ограничивайте его отображением единичных предметов.
«Шнуровка»
Сейчас в магазинах можно увидеть огромное количество разных шнуровок. Встречаются деревянные, поролоновые, картонные. Все они правнуки первых шнуровок, разработанных М. Монтессори. Шнуровка прекрасно стимулирует развитие мелкой моторики, побуждая ребенка создавать из шнуровки изображение, развивает фантазию, тактильные ощущения, логическое мышление.
Существует множество способов и методик развития мелкой моторики и совсем не принципиально, какой вы выберете. Самое главное не обделить и не упустить в развитии ребенка тот момент, который, если он угадан, позволяет сделать качественный скачок в умениях и знаниях ребенка. Любите своих детей, работайте с ними вместе и получайте от этого удовольствие!
Скибневская Наталья Владимировна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Список литературы:
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Академия, 2010. — 284 с.
Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — №1. — С. 50-53.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. — 220 с.
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. — М.: Академический проект, 2010. — 453 с.
Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — № 3. — С. 28-35
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 2012. — 185 с.
Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. — М.: Детство-пресс, 2012. — 71 с.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008. — 60 с. (Развитие и воспитание)
Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. — М.: АСТ, 2011. — 165 с.
Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. — М.: Корона Принт, 2008. — 232 с.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксмо, 2007. — 194 с.
Узорова О.В. Игры с пальчиками. — М.: Астрель, 2008. — 154 с.
Почему важно развивать мелкую моторику рук у детей
В давние времена китайцы отмечали, что активная работа пальцами рук влияет на развитие головного мозга. Письмо, рисование, зашнуровывание обуви, застегивания пуговиц — все эти действия предполагают точную работу пальцев рук, которой надо учиться с раннего детства.
Мелкая моторика — это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук, благодаря скоординированным действиям костной, нервной и мышечной системы организма. Составляя конструкторы, пазлы, мозаїку, дети тренируют мелкую моторику рук и развивают важнейшие умения.
Развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательных процессов: памяти, внимания, координации движений. Специалисты отмечают, что именно мелкая моторика рук отвечает за развитие речи и четкость звуков. Если она хорошо развита, уже в детском саду дети четко разговаривать, а в первом классе не будет проблем с письмом. Тренировать мелкую моторику рук нужно с раннего детства с помощью игрушек.
Какие купить игрушки для развития мелкой моторики рук
Игрушки помогают малышам познавать мир и гармонично развиваться. Мозаики, пазлы, конструкторы, сортеры — все эти игрушки помогут ежедневно тренировать мелкую моторику рук малыша. Но игрушка должна быть не только полезна, но и безопасна! Мелкие детали могут навредить годовалому малышу. В этом возрасте у крохи активно режутся зубы и постоянный зуд в деснах провоцирует малыша все брать в ротик.
«Моя первая мозаика» — развивающая игрушка для детей от одного года. Большие фишки игрушки безопасны для юных исследователей. В комплекте — 10 цветных рисунков, прозрачная планшетка с отверстиями и 54 фишки пяти различных цветов. Ребенок будет составлять фишки соответственно рисунка, тренировать мелкую моторику рук, внимание и анализировать цвета, чтобы подобрать подобные оттенки. Благодаря различным рисункам эта игрушка будет долго удерживать внимание ребенка, ведь каждый раз перед ребенком будет новое изображение.
Развивающая игрушка «Baby puzzles» — это пазлы для самых маленьких. С разных деталей ребенок должен составить целостную картинку. Каждый элемент пазла имеет небольшую, аккуратную ручку, чтобы удобно было складывать картинку. Эта игрушка не только будет развивать мелкую моторику рук, но и логическое мышление, наблюдательность. Когда малыш научится самостоятельно составлять пазл, его можно повесить на стену, как весомое достижение крохи.
«Игро пазлами» могут играть дети, которые только научились самостоятельно сидеть. Детали игрушки обтекаемой формы, большие и безопасные. 20 цветных фишек можно составлять на планшетку, или друг на друга. Так ребенок будет развивать логическое мышление и пространственное воображение.
Игрушка-сортер «Educational cube – будет развивать и развлекать ребенка. 18 разноцветных фигурок в виде различных геометрических фигур, 6 стенок-планшеток с отверстиями различной формы
Малыш подбирает фигуру в соответствии с формой отверстия, играет и развивается.
Когда-то для развития мелкой моторики рук использовали различные крупы, которые нередко малыши глотали. Сегодня же родители могут развивать важнейшие умения детей с качественными игрушками и не волноваться за их безопасность.
Купить безопасные развивающие игрушки можно онлайн с быстрой доставкой!
Расширение возможностей развития рук и пальцев у вашего малыша
Уход за младенцами и малышамиРазвитие детейПедиатрия
По мере того, как ваш малыш растет и развивает моторные навыки, вы заметите изменения в его или ее способности координировать работу больших и указательных пальцев. Boys Town Pediatrics предлагает занятия, которые улучшат координацию рук и пальцев вашего малыша.
Этапы развития кисти и пальцев
В возрасте около 12 месяцев вашему ребенку все еще может быть сложно брать очень маленькие предметы между большим и указательным пальцами. Примерно в 18 месяцев выполнять задачи будет намного проще, особенно при постоянном использовании и игре. По мере улучшения физической координации вашего малыша попробуйте более сложные игры, в том числе:
- Сборка, сбивание, накрытие, обнаружение и сбор объектов в движении
- Поворот и скручивание таких предметов, как ручки, страницы и мягкие игрушки фигурные отверстия под разными углами
- Каракули, раздавливание пластилина и складывание бумаги
- Разборка и сборка игрушек
Эти занятия помогут развить навыки координации и в то же время учат пространственным понятиям, таким как внутри, на, под и около. По мере приближения второго дня рождения вашего малыша вы можете заметить склонность к правой или левой руке. Некоторые дети могут проявлять предпочтение, в то время как другие владеют обеими руками и могут одинаково хорошо использовать обе руки. Не давите на малыша и не торопите естественный процесс предпочтений.
К 24 месяцам ваш ребенок сможет легко манипулировать маленькими предметами и координировать движения запястья, пальцев и ладони, в том числе:
- Перелистывание страниц книги или дверной ручки
- Строительство высокой башни с легкостью
- Отвинчивание банок и разворачивание конфет
- Использование чашки одной рукой
- Снятие и расстегивание одежды и обуви
- Рисование простых форм и линий
В этом возрасте ваш ребенок будет активным участником игры и будет имеют более длительный период внимания. Обучение рисованию будет важным достижением в развитии вашего ребенка в это время. Дайте ему или ей свободу с некоторыми художественными принадлежностями, дайте волю творчеству и ждите художественных шедевров!
Уход за младенцами и малышами;Развитие детей
Педиатрия
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Навыки рук и пальцев вашего дошкольника
Авторизоваться
|
регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Слушать
Español
Размер текста
В дошкольном возрасте ваш ребенок теперь может лучше контролировать мелкие мышцы и движения рук и пальцев. Вот что вы можете ожидать, поскольку они развивают новые навыки.
Ваш 3-летний ребенок
В возрасте 3 лет ваш ребенок развивает мышечный контроль и концентрацию, необходимые для овладения многими точными движениями пальцев и рук. Вы заметите, что теперь они могут двигать каждым из ее пальцев независимо друг от друга или вместе. Это означает, что вместо того, чтобы сжимать карандаш в кулаке, они могут держать его, как взрослые, с большим пальцем с одной стороны и пальцами с другой. Теперь они смогут свободно обводить квадрат, копировать круг или рисовать.
Поскольку их пространственное восприятие лучше развито, они более чувствительны к взаимоотношениям между объектами. Они будут аккуратно расставлять свои игрушки во время игры и контролировать, как они держат посуду и инструменты для выполнения определенных задач. Эта повышенная чувствительность и контроль позволят им строить башню из девяти и более кубиков, наливать воду из кувшина в чашку (используя две руки), расстегивать одежду, возможно, вставлять большие пуговицы в петлицы и пользоваться вилкой и самостоятельно кушать, проливается только изредка.
В этом возрасте ваш ребенок также чрезвычайно заинтересован в том, чтобы узнать, что он может делать с такими инструментами, как ножницы, и такими материалами, как глина, краски, бумага и мелки. У них есть умение манипулировать этими объектами и экспериментировать с ними, чтобы делать другие вещи. Сначала они будут случайным образом играть с ремесленными материалами, возможно, определяя конечный продукт только после того, как он будет завершен.
Глядя на свои каракули, они могут решить, что похожи на собаку. Но скоро это изменится, и они решат, что они хотят сделать, прежде чем начать над этим работать. Это изменение в подходе будет мотивировать их развивать еще большую точность движений и использования рук.
Некоторые занятия в спокойной обстановке, которые могут помочь вашему 3-летнему ребенку улучшить работу рук:
Сборка кубиков
Сбор простых пазлов (четыре или пять больших деталей)
Нанизывание больших деревянных бусин
Раскрашивание цветными мелками или мелом
Строительство замков из песка
Наливание воды в разные емкости0003
Одевание и раздевание кукол в одежде с большими застежками-молниями, кнопками и шнурками
2 Игра с доски
Вы можете поощрять ребенка использовать свои руки, обучая его пользоваться некоторыми взрослыми инструментами. Они будут рады перейти к настоящей отвертке, легкому молотку, взбивалке или садовым инструментам. Конечно, вам нужно будет внимательно следить за ними, но если вы позволите им помогать вам в работе, вы можете быть удивлены тем, как много работы они могут сделать сами.
Ваш ребенок от 4 до 5 лет
У вашего 4-летнего ребенка координация движений и умение обращаться с руками почти полностью развиты. В результате они становятся способными позаботиться о себе. Теперь они могут чистить зубы (по-прежнему с вашей помощью) и одеваться с небольшой помощью, и он, возможно, даже сможет завязать им шнурки.
Обратите внимание, как они используют свои руки с гораздо большей осторожностью и вниманием при рисовании. Они заранее решат, что они хотят создать, а затем создадут это. У их фигурок может быть тело, а может и не быть, а ноги могут торчать из головы, но у них будут глаза, нос и рот, и, что наиболее важно для вашего ребенка, рисунок для него — человек.
Из-за растущего ручного управления искусство и ремесла в целом становятся все более захватывающими.
В этом возрасте некоторые из их любимых занятий могут включать:
Письмо и рисование, держа бумагу одной рукой и карандаш или мелок другой
Обведение и копирование геометрических фигур, таких как звезды или бриллианты
Карточные и настольные игры
Рисование кистью и пальчиковая живопись
Лепка из глины
Вырезание (безопасными ножницами) и склеивание
Сборка сложных конструкций из множества блоков они также откроют для себя удовольствие от творчества. Кроме того, из-за их успеха в этой деятельности их самооценка будет расти.
Вы даже можете заметить зарождающиеся таланты, но в этом возрасте не рекомендуется подталкивать ребенка к какому-то одному направлению. Предоставьте широкий спектр возможностей для реализации всех своих способностей. Они выберут направление, которое им нравится больше всего.
Дополнительная информация
- Вехи имеют значение: 10, на которые стоит обратить внимание до достижения 5-летнего возраста
- Power of Play
- Последнее обновление
- 28.