Содержание
Новости
«Школьникам о здоровом образе жизни во время летних каникул»
(Нажмите на картинку)
Из книги Татьяны Юдовиной-Гальпериной
«За роялем без слёз, или я – детский педагог»
В своей педагогической практике я неизменно использую
различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.
Упражнения для правильной осанки
«Стройность, величавость» — так определил понятие «осанка»
В. Даль, врач и языковед. Годами наблюдая за детьми, убедилась, что осанка
становится подчас своего рода «зеркалом души», отражает не только физическое,
но и психическое состояние ребенка, его настроение, характер. Дети с плохой
осанкой — это дети часто робкие, пассивные. Никогда не поздно заняться
исправлением осанки, но гораздо легче — не допустить ее дефектов.
1. «Лифтик»
Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные и
немного опущены. Руки впереди корпуса.
Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без
острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки.
Здесь очень важно проследить, чтобы не был зажат шейный
отдел, Это упражнение помогает при игре на фортепиано, способствует
«проводимости звука», содружественному движению обеих рук (синкинезии).
2. «Балерина»
Чуть прогнутый корпус. клоном туловища руки свободно падают и
раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены
ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).
Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать
руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
3. «Палочка»
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической
палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает
туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает
сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.
4. Вращательные движения
Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно
следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не
подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в
плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются — начать с
простейших упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении важно
определить — в чем состоит трудность для ребенка, и, начиная с простых
движений, по мере возможности усложнять их.
Безусловно, для того чтобы научить прямо «держать спину»,
нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых
мышц, но и для укрепления нижних мышц спины. Например — разведение рук в
стороны; при этом работают грудные и спинные мышцы.
5. «Шейка»
Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!)
педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.
Эти пять упражнений приучают владеть своим телом, снимать
излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При
достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.
6. Упражнения для стоп
Вращательные движения голеностопных суставов — прекрасное
средство для того, чтобы преодолеть зажатость и малоподвижность стоп. Можно
совершать круговые движения стопой вокруг педали. Важно следить за тем, чтобы у детей не развивалось плоскостопие — это может вызвать трудности при
педализации.
Упражнения для крупных мышц
Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В
результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение
«целостности» движений рук «из корпуса».
1. «Мельница»
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, впереди назад.
В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,
поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и
совершать движения расслабленными руками.
2. «Цыганочка»
Потряхивания плечами (как в цыганских танцах) лучше всего
выполнять под аккомпанемент.
Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь
подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к
вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперед, назад.
3. «Боксик»
Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая
противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.
Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук
(особенно если не получаются вращательные движения).
4. «Прощание»
Локти свободны, пальцы — продолжение ладони, в луче-запястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.
5. «Стирка»
Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье для куклы. Постирал — надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми
руками — все брызги падают на живот. Значит будешь мокрым ходить. И когда
играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их».
6. «Дирижер»
Ребенок «дирижирует» под музыку.
Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.
7. Повороты туловища под музыку
Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием
поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно. Педагог при этом может подвести итог всей подготовительной работы по развитию движений и оценить индивидуальные достижения каждого ребенка.
Хватательные движения
Третий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений.
Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Все это чрезвычайно важно для более полной «проходимости» и проводимости звука при игре! Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения, дают возможность крови проходить к самым мелким капиллярам кончиков пальцев. Лучше всего их делать с небольшими мячиками. Но игра с мячом для некоторых малышей оказывается довольно трудной —поэтому для начала стоит использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.
1. «Платочек танцует»
Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка или полонез) дети плавными движениями передают друг другу платочек. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.
Эта игра не только способствует развитию хватательных
рефлексов, но и вырабатывает пластику движений рук, устанавливает правильное
дыхание и воспитывает ритмический слух.
Впервые я увидела это упражнение в классе у талантливого
ленинградского педагога Светланы Федоровны Измайловой.
2. «Кто быстрее»
Платочек лежит на столе. Дети пытаются на счет «раз-два-три»
быстрее схватить платочек — кто первый возьмет, тот победил.
С ранимым учеником, которому не удается опередить других, педагогу следует играть самому и, конечно, проигрывать. Быстрота реакции,
которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста — без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных
произведений.
Затем упражнения усложняются.
3. «Летающий платочек»
Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах (нужно проверить, насколько прочна опора на ноги!). В ладошке ребенок держит платок.
Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом
плечи опущены, спина прямая. Не напрягаться!
То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих
руках по платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при
этом руки. Движения плавные, пианистичные (по крайней мере, к этому надо
стремиться), платочки как бы летают в воздухе.
4. Играем вместе
Дети становятся в круг (достаточно и четырех человек). Один
из них перебрасывает платочек любому из играющих, тот ловит и опять
перебрасывает кому-либо по своему выбору.
Здесь важна неожиданность, заставляющая сосредоточиться.
Упражнение помогает развить двигательную реакцию.
После завершения упражнений с платочками можно перейти к
упражнениям с мячом. Лучше, чтобы он был не резиновый, а теннисный. Подбирать его следует с учетом размеров рук малыша. Если у ребенка замедленная хватательная реакция, то не стоит переходить к упражнениям с мячом, лучше задержаться на игре с платочком.
Упражнения с упругим мячом способствуют большему раскрытию ладоней и развивают ладонные мышцы. Движения при этом должны быть более цепкими и «ощутимыми», нежели в упражнениях с почти невесомым платочком. С мячом можно выполнять те же упражнения, что и с платочком. Но детей нужно подготовить к новым играм и помочь освоить вспомогательные приемы, чтобы они как следует ощутили мяч в своих ладонях.
Очень полезно поиграть в мячик вдвоем: педагог отпускает его, а ученик подхватывает, не давая упасть. Затем их роли меняются — до тех пор, пока мячик не упадет. И опять сначала. Мячик следует отпускать легко, без резких движений и толчков, не прикладывая силы. Тогда он «сам» стремится попасть в ладошку.
Хорошо помогает развитию мышц (не только мелких!) игра в мягкий мячик. Его можно сжать в кулачке и превратить в бесформенный комочек, а потом разжать ладонь — он распрямится и снова станет круглым. Детям чрезвычайно
нравится такая игра, особенно когда на некоторых мячиках нарисованы смешные
личики.
Повторю еще раз: все упражнения надо подбирать очень
индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика. И не стоит
ограничиваться только теми, которые я привожу — варьировать можно до
бесконечности.
Если не дается какое-либо упражнение, не надо бояться его
упростить: освоив простой вариант, малыш затем гораздо быстрее сможет выполнить и сложный. Иногда дети сами выдумывают совершенно новые упражнения, за что, конечно, их нужно похвалить и поиграть в придуманные ими игры.
В доигровой период главная задача двигательной гимнастики —дать ребенку возможность почувствовать свое тело, научить свободе движений, выработать осанку. Что касается хватательных, рессорных ощущений, а также ощущения рук «из корпуса», то эти упражнения провожу даже с теми, кто уже несколько лет играет на фортепиано. Гимнастика помогает занятиям, снимая напряжение и усталость.
Основное правило, которому всегда следую при занятиях гимнастикой: не стоит заострять внимание ученика на неудаче. Заметив у ученика какие-то недочеты, педагог сможет их проанализировать и преодолеть. Всегда полезно возвращаться к тем упражнениям, в которых дети испытывали затруднения.
Упражнения для пальцев рук
Есть еще одна группа чрезвычайно важных для воспитания пианиста упражнений — те, которые нормализуют кровообращение в подушечках пальцев.
Они также помогают ощутить целостность всей руки.
«Какой длины у нас пальчики?» Малыш лежит на животе. Руки вытянуты, чуть согнуты в локтевых суставах. Глаза закрыты, тело расслаблено. Ласково и тихо говорю, что у него, оказывается, очень длинные пальчики на руках, но их сразу и не увидишь целиком, заметны только самые кончики, а остальная часть спряталась в ладошке и закрыта кожей. При этом легко поглаживаю пальцы ребенка, сначала подушечками пальцев, а затем и всей ладонью проводя от
крупных мышц спины к кончикам пальцев, то есть делая легкий массаж.
Одновременно говорю, что его спинка — это озеро, и из озера бежит вода в
квартиры (ладони), а из ладоней через кончики пальцев она капает как из кранов.
Такой мягкий массаж нормализует кровообращение, усиливает
приток крови к кончикам пальцев.
Если чувствую, что у ученика есть проблемы, с которыми трудно справиться без специальной лечебной гимнастики, рекомендую параллельно с музыкальным обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста. И всегда настаиваю, чтобы ребята занимались спортом. Спортивные занятия играют
важную роль в воспитании музыканта: они укрепляют все группы мышц, суставы,
нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают хорошую реакцию.
ДЫХАНИЕ
Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука при фразировке, и пропевание интервалов «дышащей рукой». Как часто неритмичная игра объясняется именно разбалансировкой дыхания. Одним из самых действенных способов научить малыша дышать ровно и неповерхностно является плавание, которое помимо этого способствует выработке правильной осанки и координации движений обеими руками.
Исполнительское дыхание зависит от музыкальной фразировки.
Если ребенок здоров, то и при игре на инструменте его дыхание бесшумно и
ритмично, плечи не поднимаются.
Для того чтобы установить правильное дыхание и попутно выяснить, нет ли какой-либо патологии со стороны дыхательных путей и носоглотки, что могло бы отрицательно сказаться на занятиях музыкой, существует множество очень полезных и несложных упражнений— разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколькотаких упражнений.
1. «Оттолкни веточку»
Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки
мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос.
Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая
что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.
2. «Животик дышит»
Малыш держит обе руки на верхней части живота (в районе
диафрагмы). Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох-выдох, несколько раз. Я кладу руки ему на плечи. Если плечи начинают подниматься, мои руки сразу чуть сильнее давят на них.
Можно менять тип дыхания и в этом упражнении: вдох короткий,
а выдох продолжительный. Упражнение всегда объясняется каким-нибудь понятным образом. В данном случае руки малыша, лежащие в районе диафрагмы, чувствуют, что живот соответственно вдоху или выдоху то увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются неподвижными.
Если упражнение не удается, следует заменить его более
простым. Например, указательным пальцем ребенок закрывает левую ноздрю на
вдохе, а при выдохе правую. Если и это не получается, сама помогаю ему
закрывать то одну, то другую ноздрю. Потом — вдох через левую, а выдох через
правую ноздрю.
Многие дети по тем или иным причинам дышат ртом. Их следует
постепенно приучать к носовому дыханию. При необходимости рекомендую обратиться к отоларингологу.
Есть дети, которые очень нервничают перед выступлением или
даже перед уроком. Дыхательные упражнения — замечательное успокоительное
средство. При помощи таких упражнений можно снизить появившееся от волнения сердцебиение.
3. «Плавание»
Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).
Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки
раскачиваются до полной остановки.
Нужно ли было приводить все эти упражнения в данной книге?
Уверена, что нужно. Почему?
Допустим, одаренный ребенок, начиная играть на фортепиано, правильно сидит, правильно «держит спину», правильно опирается на ноги, бессознательно, непроизвольно, в силу врожденных способностей дифференцирует работу различных мышц рук, пальцев, ног, плечевого пояса. Если к тому же у него
отличное здоровье, то вполне вероятно, что его судьба как музыканта будет
счастливой. Тем не менее даже очень одаренные дети, если педагог не уделяет
должного внимания их физическому развитию, со временем зачастую страдают от
различных профессиональных заболеваний.
А что делать тем, у кого отсутствуют яркие музыкальные способности? Лишить их музыки? Воспитывать их традиционным методомнатаскивания? Я давно отказалась от этого дрессировочного метода преподавания.
Ниже более подробно расскажу об истоках и причинах
профессиональных заболеваний пианистов, но здесь лишь отмечу, что сама еще в
юности прошла комплексное лечение рук и решила, став педагогом, никогда не
допускать, чтобы моих будущих учеников ждали такие же испытания. Может быть, те читатели, которые не знают, что такое профессиональное заболевание, меня с трудом поймут. Но поверьте — вполне возможно стремиться учить детей музыке, при этом заботясь об их физическом (а значит и душевном) здоровье.
Когда я стала заниматься с детьми гимнастическими
упражнениями в доигровой период, книга А. А. Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков» еще не была издана. Но, тем не менее, многие упражнения и установки у нас совпадают, хотя я занимаюсь с детьми самого младшего возраста и моя основная задача — профилактика, а не лечение.
Комплекс упражнений,
обязательных для выполнения всем музыкантам
Для просмотра нажмите на фотографию
В рамках реализации муниципальной программы «Формирование здорового образа жизни и улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2019-2024 годы» предлагаем вам познакомиться на сайте Детской школы искусств №3 с упражнениями «Основного» комплекса Стрельниковской дыхательной гимнастики, предназначенной для вокалистов и людей, переболевших COVID — 19.
Польза пальчиковой гимнастики для дошкольников. | Статья (средняя группа):
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать и правильно распределять своё внимание.
4. Речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Происходит развитие воображения и фантазии. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Начинать упражнения можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной, затем другой рукой, если не предусмотрено участие обеих рук. После этого — двумя одновременно.
3. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: вы показываете картинку, называете упражнение, а ребёнок вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Все упражнения можно разделить на 3 группы:
I группа. Упражнения для кистей рук:
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, чётких движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
«ФЛАЖКИ»
Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз-два». «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз. «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рук — поднята вверх.
«ФОНАРИКИ»
Согнутые в локтях руки держим перед собой на уровне лица. Пальцы немного согнуты, как будто каждая рука держит яблоко. В таком положении крутим кисти рук вправо-влево.
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«УЛИТКА»
Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.
Улитка, улитка! Высуни рога!
Дам тебе я хлеба или молока!
«ПЧЕЛА»
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
«ШАРИК»
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик,
Он становится большой.
(Ладони сложены перед собой. Начинаем разводить ладошки в стороны, но чтобы кончики пальцев обеих рук соприкасались: большой с большим, мизинец с мизинцем и т.д. — это надутый шарик.)
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел —
Стал он тонкий и худой!
(Ладошки вместе в исходное положение. )
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
«СЕМЬЯ»
Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — это Я.
Вот и вся моя семья.
На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.
«ЗАЙКА»
Зайчик прыг, зайчик скок,
(Пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)
Спрятался он под кусток.
(Одну ладонь собрать в кулачок, обнять её второй ладошкой.)
Под кусточком — молчком,
(Указательный пальчик прикладываем в губам — знак тишины.)
Только ушки — торчком.
(Вновь показываем «зайку»: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить. )
«ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ»
Жили-были зайчики
(На «жили-были» делаем упражнение «фонарики», затем показываем «зайчиков» одной или двумя руками: пальчики собрать в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы и ими шевелить.)
На лесной опушке,
(Руки с растопыренными пальцами поднять вверх — это деревья, затем ровные ладони опускаем горизонтально — это опушка)
Жили-были зайчики
(повторяем упражнения «фонарики», затем «зайчики»)
В беленькой избушке.
(Руки поднимаем и соединяем их над головой пальчиками — это крыша домика)
Мыли свои ушки,
(Показываем одной рукой «зайчика», пальчиками второй руки проводим по указательному пальцу «зайчика», по среднему пальца — моем ушки)
Мыли свои лапочки,
(потереть правой рукой левую руку и наоборот — как будто моем руки)
Наряжались зайчики,
(На «наряжались» руки опускаем вниз и крутим кистями)
Надевали тапочки.
(топаем ножками)
«КОТИК»
Выйдет котик в огород —
(«Идём» пальчиками по столу. )
Всполошится весь народ:
И петух, (показываем петушка: кончики указательного и большого пальцев соединены, остальные 3 пальца свободно подняты — гребешок)
И курица (показываем курочку: все пальчики соединяем кончиками — голова курочки)
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
(машем ручками к себе — зовём к себе)
Станут котю угошать.
(руки ладошками вверх протягиваем вперёд — как будто даём угощение)
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
11 Упражнения для рук для облегчения боли при остеоартрите
Процесс остеоартрита сложен. Он поражает кости, хрящи, мягкие ткани и соединительную ткань суставов.
Остеоартроз изнашивает суставной хрящ в суставе. Хрящ – это прокладочный материал между костями. Это изнашивание может вызвать отек и раздражение синовиальной оболочки, которая вырабатывает синовиальную жидкость, которая помогает защищать и смазывать сустав.
Когда остеоартрит поражает суставы рук или пальцев, это может вызвать:
- боль
- тугоподвижность
- слабость
- деформация суставов
Боль может усиливаться всякий раз, когда вы используете руку для выполнения повторяющихся задач. Например, набор текста на клавиатуре компьютера или хватание посуды на кухне может вызвать дискомфорт. Вы также можете потерять силу в руках. Эта слабость может затруднить выполнение повседневных задач, таких как открытие банок.
Некоторые лекарства могут помочь в лечении артрита рук. Например, вы можете принимать пероральные обезболивающие препараты.
Вы также можете делать инъекции стероидов в суставы или накладывать шины на руки для их поддержки. Если эти варианты не работают, операция может помочь уменьшить боль.
Лечение в домашних условиях также может помочь уменьшить боль и другие симптомы остеоартрита в руках и пальцах.
Упражнения для рук и пальцев могут быть неинвазивным способом:
- сохранить гибкость суставов
- улучшить диапазон движений
- уменьшить боль при артрите
Упражнения для рук могут помочь укрепить мышцы, поддерживающие суставы рук. Это может помочь вам выполнять движения рук с меньшим дискомфортом.
Наконец, физические упражнения также могут увеличить выработку синовиальной жидкости, что может улучшить функцию сустава.
Попробуйте выполнить следующие одиннадцать упражнений при остеоартрозе кистей и пальцев.
Вы можете выполнять это упражнение в любом месте и в любое время, когда ваша рука немеет.
- Начните с того, что вытяните левую руку, выпрямив все пальцы.
- Затем медленно согните руку в кулак, положив большой палец на внешнюю сторону ладони. Будь нежным и не жми руку.
- Раскройте ладонь, пока пальцы снова не выпрямятся.
- Сделайте упражнение 10 раз левой рукой.
- Повторите всю последовательность правой рукой.
- Начните с того же положения, что и в предыдущем упражнении, с прямой левой рукой.
- Согните большой палец к ладони. Задержите его на пару секунд, затем выпрямите.
- Согните указательный палец вниз к ладони. Задержите его на пару секунд, затем выпрямите.
- Повторите с оставшимися пальцами левой руки, по одному.
- Повторите всю последовательность для правой руки.
Поделиться на Pinterest
- Сначала вытяните левую руку, выпрямив все пальцы.
- Согните большой палец внутрь к ладони.
- Потяните большой палец к основанию мизинца. Если вы не можете дотянуться до мизинца, не беспокойтесь. Просто вытяните большой палец как можно дальше.
- Задержитесь в этом положении на 1–2 секунды, затем верните большой палец в исходное положение.
- Повторить 10 раз.
- Выполните упражнение правой рукой.
Поделиться на Pinterest
Делайте это упражнение несколько раз в день на каждой руке. Вы можете попробовать эту растяжку всякий раз, когда ваши руки болят или скованны.
- Начните с вытянутой левой руки и прямых пальцев.
- Согните все пальцы внутрь, пока они не соприкоснутся. Ваши пальцы должны образовать форму буквы «О».
- Задержитесь в этом положении на несколько секунд. Затем снова выпрямите пальцы.
- Повторить с другой стороны.
Поделиться на Pinterest
- Положите мизинец левой руки на стол, вытянув руку прямо и направив большой палец вверх.
- Удерживая большой палец в том же положении, согните остальные четыре пальца внутрь, пока ваша рука не примет форму буквы «L».
- Удерживайте пару секунд, затем выпрямите пальцы, чтобы вернуть их в исходное положение.
- Повторить 10 раз.
- Выполните ту же последовательность для правой руки.
Поделиться на Pinterest
- Положите левую руку на стол ладонью вниз.
- Начиная с большого пальца, медленно отрывайте каждый палец от стола по одному.
- Задержите каждый палец на 1–2 секунды, затем опустите.
- Повторить всю последовательность правой рукой.
Поделиться на Pinterest
Не забывайте о запястьях, которые также могут болеть и становиться жесткими из-за артрита.
- Для тренировки запястья вытяните правую руку ладонью вниз.
- Левой рукой осторожно надавите на правую руку, пока не почувствуете растяжение в запястье и руке.
- Задержитесь в этом положении на несколько секунд.
- Повторить 10 раз.
- Затем выполните всю последовательность левой рукой.
Поделиться на PinterestGIF от Active Body, Creative Mind
Выполните это упражнение с небольшим мячом, например, теннисным или антистрессовым.
- Положите мяч на ровную поверхность, например на стол.
- Правой рукой перекатывайте шарик от ладони к кончикам пальцев, чтобы растянуть каждую цифру.
- Верните мяч в исходное положение.
- Повторите это упражнение левой рукой.
Поделиться на PinterestGIF от Active Body, Creative Mind
Попробуйте выполнить следующие упражнения с теннисным мячом, мячом для снятия стресса или другим мягким мячом аналогичного размера. Однако, если у вас поврежден сустав большого пальца или у вас активная сыпь на руках, вам, возможно, придется избегать этого упражнения и обсудить с врачом другие варианты.
Выполняйте это упражнение всего несколько раз в неделю с перерывом не менее 48 часов.
- Правой рукой сожмите мяч так сильно, как только сможете, в течение нескольких секунд.
- Выпустить мяч.
- Повторите это упражнение 15 раз.
- Затем выполните упражнение левой рукой.
Поделиться на PinterestИзображения Моники Пардо
Выполняйте это упражнение 3 раза в неделю.
- Наденьте одну или несколько резинок на все пальцы и сожмите правую руку в кулак.
- Положите руку на плоскую поверхность.
- Согните и отведите большой палец от руки.
- Удерживать 5 секунд.
- Повторите это упражнение от 10 до 15 раз.
- Выполняйте упражнение левой рукой.
Поделиться на PinterestИзображения Моники Пардо
Выполняйте это упражнение 3 раза в неделю.
- Положите правую руку на ровную поверхность.
- Левой рукой слегка надавите на суставы пальцев. Но если болят суставы пальцев, можно размять по одному пальцу.
- Нажмите на 30 секунд.
- Затем выполните упражнение левой рукой.
Сделайте эти упражнения частью своей еженедельной программы для достижения наилучших результатов. Исследование 2014 года показало, что регулярные физические упражнения могут помочь уменьшить боль в руках, скованность рук и активность заболевания у людей с остеоартритом.
Поговорите с врачом, если вам станет трудно выполнять эти упражнения. Врач или физиотерапевт может порекомендовать вам более конкретные упражнения или другие методы лечения, чтобы облегчить вашу боль.
Тренировка рук и пальцев — Центр боли
Лечение
остеоартрита может быть трудным, и иногда самой неприятной частью
является боль в руках и пальцах. Но больные не должны сидеть сложа руки и
живут с этой болью. Следующие упражнения могут помочь пациентам укрепить руки и пальцы, увеличить диапазон движений и облегчить боль. Просто
не забывайте растягиваться только до ощущения стянутости и ощущения боли
не должно произойти. Специалисты по обезболиванию Центра боли
в Аризоне рекомендуют выполнять упражнения часто, но не в том случае, если они вызывают сильную боль.
Начните с
сожмите кулак. Нежно сожмите кулак, обхватив большой палец пальцами. Удерживайте от 30 до 60 секунд. Отпустите и широко разведите пальцы 90 213, затем повторите обеими руками не менее четырех раз.
Растяжка пальцев
помогает облегчить боль и увеличить диапазон движений в
твои руки. Начните с того, что положите руку ладонью вниз на стол или другую
ровную поверхность. Аккуратно выпрямите пальцы как можно ровнее относительно поверхности
, не напрягая суставы. Удерживайте от 30 до 60 секунд, а затем отпустите. Повторите
не менее четырех раз каждой рукой.
Эластичный коготь
помогает расширить диапазон движений пальцев. Сначала вытяните руку
перед собой ладонью к себе. Согните кончики пальцев вниз, чтобы коснуться
основания каждого сустава пальца (ваша рука должна немного напоминать коготь).
Удерживайте от 30 до 60 секунд и отпустите. Повторите не менее четырех раз для каждой руки.
Усилитель захвата
может облегчить открывание дверных ручек и удержание вещей,
не роняя их. Найдите мягкий мячик, возьмите его в ладонь и сожмите
изо всех сил. Задержитесь на несколько секунд и отпустите. Повторите от 10 до 15 раз 90 213 на каждой руке. Выполняйте это упражнение два-три раза в неделю, но отдыхайте руками
в течение 48 часов между занятиями. Не делайте это упражнение, если ваш сустав большого пальца равен 9.0213 поврежден.
Усилитель для защемления
помогает укрепить мышцы пальцев и большого пальца. Он
может помочь вам поворачивать ключи, открывать пакеты с едой и более легко пользоваться бензоколонкой.
Найдите мягкий шарик или пластилин и зажмите шарик или пластилин между
кончиками пальцев и большим пальцем. Удерживайте от 30 до 60 секунд. Повторите от 10 до 15 90 213 раз на обе руки. Выполняйте это упражнение два-три раза в неделю, но отдыхайте руками
в течение 48 часов между занятиями. Не делайте это упражнение, если ваш большой палец
соединение повреждено.
Подъемник для пальцев
помогает увеличить диапазон движений и
гибкость пальцев. Положите руку ладонью вниз на стол или другую поверхность.
Осторожно поднимите один палец со стола, а затем опустите его.