Упражнения для укрепления кистей и пальцев рук: Гимнастика для рук: профилактика туннельного синдрома

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе многочисленных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно действуют на развитие коры головного мозга.

Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, перебирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук.

В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание застежек, завязывание шнурков и т. д.)

Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

1.                  В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как:

«Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой;

«Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой;

«Непослушные шарики» (Используются шарики разной фактуры — деревянные, резиновые) — дети катают их по столу вперед-назад, в стороны, по кругу»

«Дует, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера). Сжимая грушу дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги.

Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста. Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их. «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать желудь, каштан или крупные фасолины.

«Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке.

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры:

«Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки;

«Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки;

«Курочка Ряба» — коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают;

«Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки.

2.                  Пальчиковые игры.

Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и старшем возрасте до 10–15 минут в день.

Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.

3.                  Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки).

Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом. Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.

4.                  Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка.

Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин).

Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали.

В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.

5.                  Игры и упражнения со счетными палочками.

Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений).

С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие.

Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

6.                  Игры и упражнения с мозаикой.

Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы».

С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.

7.                  Игры и упражнения с прищепками.

Для развития силы рук, соотносящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно младшим детям предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие.

8.                  Рисование и раскрашивание раскрасок.

Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки.

Раскрашивание раскрасок развивает согласованные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки.

Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении.

9.                  Лепка.

Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит уровень умений зависит от владения собственными руками.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику.

В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто.

Младшие дошкольники отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формирования у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка), придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).

10.              Работа с ножницами и бумагой.

Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции.

Работа с бумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласованности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

11.              Штриховка.

Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук.

Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка.

Раскрашивание рисунков с использованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений.

Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штрихами, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинными параллельными отрезками.

Во время штриховки нельзя выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

12.              Графические упражнения.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям предлагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй лабиринт».

При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

Литература:

1.         Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста\ Е А. Янушко –Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009

2.         Галкина Г. Г. Пальцы помогают творить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей\ Г. Г.Галкина, Т. И. Дубинина –М:и Д 2006

3.         Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4–7 лет\ О. И. Крупенчук — Спб. литература 2008.

4.         И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли\ Лыкова И. А. Карапуз-дидактика 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, возраст задания, мелкая моторика рук, мелкая мускулатура кисти рук, младший возраст, старший возраст.

Лучшие упражнения для рук и пальцев требуют баланса сгибателей и разгибателей

Лучшие упражнения для рук и пальцев учитывают баланс всех 18 мышц рук.

Девять мышц, смыкающих кисть (т. е. «захватывающие» мышцы — сгибатели и приводящие — расположены на передней части пальца, большого пальца, кисти, запястья и локтя) и равным образом девять мышц откройте кисть (т. е. мышцы-стабилизаторы захвата — разгибатели и отводящие мышцы — расположены на тыльной стороне пальцев, большого пальца, кисти, запястья и локтя). Если вы рассчитываете на силу, скорость и выносливость рук для достижения наилучших результатов в спорте, занятиях музыкой или на работе, вам нужен универсальный укрепляющий инструмент для рук11.

Упражнения для рук и пальцев укрепляют и балансируют мышцы?

Традиционные упражнения для рук и пальцев «только для хвата» учитывают только 9 мышц, смыкающих кисть, без учета КЛЮЧЕВЫХ мышц, «стабилизирующих хват» . Эта ошибка в конечном итоге приведет к дисбалансу мышц рук. Дисбаланс мышц рук сначала приводит к ограничению работоспособности — это может быть незаметно — но в конечном итоге к RSI (повторяющимся стрессовым травмам), таким как синдром запястного канала, синдром Де Кервена (теносиновит), контрактура Дюпюитрена (черничный большой палец), теннисный локоть и локоть игрока в гольф, чтобы назвать немного. Это наиболее распространенный мышечный дисбаланс в организме из-за повторяющихся ежедневных привычек, плохой эргономики рабочего места и плохого традиционного понимания упражнений для рук и пальцев. В doczac Enterprises мы решительно проповедуем образ жизни максимальной силы и стабильности, в отличие от симптоматической реакции. Handmaster Plus был разработан как простая, разумная и полноценная привычка для здоровья рук, которую можно добавить в свой распорядок дня.

Повторяющееся хватание в обществе

Ежедневное повторяющееся хватание для большинства людей сегодня является данностью — будь то на работе, во время занятий спортом или музыкой, за компьютером, смартфоном или видеоиграми, или в хобби. Знаете ли вы это или нет, на карту поставлено долгосрочное и краткосрочное здоровье ваших рук, запястий, запястных каналов, предплечий и локтей. Плохая тренировка мышц рук (или ее отсутствие) напрямую влияет на баланс и стабильность пальцев, большого пальца, кисти, запястья, запястного канала, предплечья и локтя. Хронический износ небольших участков наших суставов (без надлежащего кровообращения в результате упражнений с полной амплитудой движения) может привести к артриту. В настоящее время RSI обходятся людям и промышленности в десятки миллиардов долларов каждый год в связи с терапией и потерей рабочего/игрового времени. Отсутствие надлежащей эргономической программы упражнений для рук и пальцев приводит к эпидемическим состояниям дисбаланса мышц рук и пальцев в нашем обществе (синдром запястного канала, теннисный локоть, локоть игрока в гольф, теносиновит Де Кервена, контрактура Дюпюитрена и т. д.).

Тренажер для рук Handmaster Plus обеспечивает полную, удобную и экономичную программу упражнений для рук и пальцев, которая соответствует естественной биомеханике и максимизирует силу, баланс и кровообращение во всех тканях пальцев, кисти и предплечья, стимулирует все периферические нервы к руку и предотвращает травмы пальцев, большого пальца, кисти, запястья, запястного канала и локтя. Легко использовать. Легко понять. Полностью портативный. Доступны в 3 дозировках, а также в полной упаковке из 3 доз (включая все дозировки) (см. В МАГАЗИНЕ)

Мышцы, сжимающие руки

Мышцы, разжимающие руки

Как укрепить руки и пальцы с помощью теннисного мяча

Упражнение для более сильного хвата рук для пожилых людей

Как использовать китайские мячи для упражнений

5

5 Джуди Фиск

  • Поделиться на Facebook

Независимо от того, являетесь ли вы спортсменом или больным артритом, вам могут быть полезны упражнения, разработанные для улучшения силы хвата. Упражнения для рук и пальцев укрепляют мышцы, которые вы используете, чтобы открывать пакеты с едой, завязывать шнурки на ботинках и держать ракетку или бейсбольную биту. Ряд основных упражнений для рук включает использование теннисного мяча для дополнительного сопротивления. Прежде чем начать, откройте и закройте руки и пальцы 10 раз, чтобы разогреть мышцы.

Шаг 1

Возьмите мяч в ладонь правой руки, равномерно распределив пальцы вокруг мяча. Сожмите мяч так сильно, как только сможете, оказывая одинаковое давление всеми пальцами. Удерживайте сжатие до 5 секунд, отпустите и повторите 10–15 раз, прежде чем переключиться на левую руку.

Шаг 2

Сожмите и держите пальцы правой руки вместе. Возьмитесь за мяч кончиками пальцев сверху мяча и кончиком большого пальца под мячом, оставляя пространство между ладонью и мячом. Сохраняя этот захват, крепко зажмите мяч в течение 5 секунд. Отпустите и повторите 10–15 раз, а затем переключитесь на левую руку.

Шаг 3

Положите правую руку ладонью вверх на стол и положите мяч на ладонь. Вытяните большой палец правой руки вверх, используя его для захвата мяча. Держите пальцы расслабленными и вытянутыми на столе, сжимая мяч только большим пальцем. Сожмите до 5 секунд, отпустите, а затем повторите от 10 до 15 раз, прежде чем продолжить левой рукой.

Шаг 4

Зажмите мяч между указательным и большим пальцами, позволив другим пальцам расслабиться. Сожмите палец и большой палец вместе и удерживайте. Слегка сдвиньте мяч, зажав его между указательным и большим пальцами. Сожмите и удерживайте, а затем продолжайте с безымянным пальцем и, наконец, с мизинцем. Проработав все пальцы, повторите серию, зажав шарик между кончиком рабочего пальца и кончиком большого пальца. Повторите оба подхода с левой рукой.

Шаг 5

Положите мяч на стол, удерживая его левой рукой. Работая правой рукой, сожмите кончики пальцев вместе. Поместите сложенные вместе кончики пальцев на верхнюю часть мяча и надавите на мяч, преодолевая сопротивление мяча. Удерживайте до 5 секунд, отпустите, а затем повторите от 10 до 15 раз, прежде чем переключиться налево.

Шаг 6

Положите мяч на стол. Вытяните пальцы правой руки и сожмите их вместе. Поместите нижнюю часть пальцев на верхнюю часть мяча. Выровняв ладонь с предплечьем, нажмите вниз на мяч в течение 5 секунд. Отпустите, а затем повторите от 10 до 15 раз, прежде чем работать левой рукой.

Ссылки

  • Diesel Crew: Тренировка силы хвата для баскетболистов
  • MayoClinic.com: Слайд-шоу — Упражнения для рук для людей с артритом Мяч
  • Семейный врач: Тренировка пальца после травмы

Ресурсы

  • YouTube: Терапевтический мяч, демонстрация упражнений для рук и запястий

Советы

  • Если ваш теннисный мяч слишком твердый, сделайте в нем небольшой надрез, прежде чем тренироваться с ним, или используйте более легкий терапевтический мяч, пока сила вашей руки не улучшится.
  • Равномерно тренируйте обе руки, даже если вы чувствуете, что одна рука сильнее другой.
  • Избегайте напряжения других частей тела, таких как челюсть, плечо или шея.
  • Следуйте за тренировкой рук легким растяжением пальцев. Положите ладонь правой руки на стол. Поместите мяч под указательный палец. Расслабьте руку, позволив пальцу ненадолго растянуться. Повторите с другими пальцами, а затем продолжите с левой рукой.

Предупреждения

  • Когда вы тренируете руку и пальцы, ожидайте легкого или умеренного напряжения, а не боли. Избегайте любых упражнений, которые вызывают боль.
  • Если вы восстанавливаетесь после травмы руки, обсудите целесообразность конкретных упражнений со своим физиотерапевтом.

Биография писателя

Джуди Фиск профессионально пишет с 2011 года, специализируясь на фитнесе, отдыхе, культуре и искусстве. Сертифицированный инструктор по фитнесу с многолетним стажем обучения танцам, она обучала пожилых людей, подростков и детей.